Задать вопрос психологу
Открыт набор в психотерапевтическую группу Подробнее здесь
X

Как избавиться от страха?

Или сон, рвущийся на свободу.

Сама постановка вопроса подобного рода заключает в себе бесперспективность и жалкую борьбу с призраками, принимаемыми за действительность.

При грубом разделении страхов на две категории – рациональные (т.е. имеющие под собой реальные основания) и иррациональные (таких оснований не имеющие), мы затронем в своих размышлениях вторую категорию.

Иррациональные страхи – область применения психотерапии

  • Страх поездок в метро
  • Страх потерять сознание/умереть
  • Страх покраснеть
  • Страх непроизвольной дефекации и мочеиспускания
  • Страх выходить из дома и находиться в местах скопления людей – магазинах, транспорте и т.д.

Иррациональным выглядит страх, когда нет внешних признаков опасности, угрозы жизни или здоровью, либо она находится на уровне, свойственном бытовым, повседневным ситуациям современной жизни (поездка в метро, например).

Однако, попробуем принять, что мир психический не подвластен законам линейной логики, где следствие вытекает из причины, а живет логикой своей – где будущее может быть в прошлом, персонажи реального мира меняются местами, физика и понимание бессильны и все встает с ног на голову. Самый простой способ представить такого рода мир – вспомнить практически любое сновидение. Это, собственно и есть один из способов приблизиться к миру психического, отличного от рационального. Во сне мы испытываем невероятные счастье и ужас, бессилие и угрозу; мы не можем сдвинуться с места, хотя нас не связывают путы; или наоборот можем летать; лестница, ведущая вниз, приводит нас на верхний этаж; мы оказываемся в нашем детстве, будучи взрослыми; дышим под водой и разговариваем с давно ушедшими;  убиваем и умираем сами. Все, что невозможно в физической реальности может быть прожито в реальности психической.

Психическая жизнь не подчиняется линейной логике и законам физики. Оказавшись во внутреннем мире мы чувствуем себя Алисой в Стране Чудес. Примером, знакомым каждому, может служить сновидение.

Когда мы не спим, сновидение отступает, будто бы даже исчезает, но что же остается от сказки, потом, после того, как ее рассказали? Где наши сны, когда мы не спим? В самом ли деле их не существует во время бодрствования?

Иными словами – в самом ли деле мы боимся спуститься в метро, или это место в нашей психической реальности означает что-то совсем иное?

Помните, как странно меняется сознание во время приступа паники? Каким измененным все ощущается вокруг и внутри.

В периоды бодрствования психическая жизнь, текущая по своим особым законам, не останавливается. Именно она является источником страхов. Важна не объективная реальность, а ее символическое значение.

Психический мир, это сновидение, которое непрерывно идет где-то, становясь хозяином, при спящем сознании и отступая в глубину при его пробуждении.

Итак, с точки зрения психического, сновидного сознания страх всегда реальный, хотя и непонятный сознанию логическому.

Схематически страх можно представить в виде неконтролируемого прорыва психической реальности  во внешний, рациональный мир. Здесь, в царстве линейной логики и физиологии, вполне закономерно встречать страх залпом анксиолитиков/антидепрессантов, либо прогрессирующей мышечной релаксацией (метод поведенческой психотерапии, соединяющий пугающие ситуации с мышечным расслаблением и телесным покоем, что, в результате тренировки, дает возможность успокоиться и не чувствовать страх в устрашавшей ранее ситуации). Страх всегда имеет физиологический субстрат – изменение соотношения нейромедиаторов, формирование устойчивых патологических рефлекторных связей и др., который было бы странно не учитывать или не пытаться воздействовать на него, используя современные научные знания. В ряде случаев такая терапия вполне успешна и достаточна.

С другой стороны, принимая во внимание наличие психологического субстрата, становится понятной возможная тщетность такого лечения, а также возобновление симптоматики после окончания курса терапии либо ее видоизменение.

В части случаев лечение страхов «объективными» методами, такими как прием противотревожных препаратов или поведенческая терапия, приносит результат. В других – оказывается совершенно бесполезным или приносит лишь временное/частичное облегчение.

Что если допустить, что возможно погружение, исследование и даже творческое использование тех внутренних сил, что ранее провоцировали страх. Что если страх, это важный сигнал о происходящем внутри, а не только болезненные химические изменения. И, наконец, что если страшное станет интересным, приятным и увлекательным?

Столкновение с внутренней реальностью, рвущейся на свет, часто сопровождается тревогой и страхом, ощущением вполне значимой угрозы. Но оно может стать управляемым и безопасным в условиях аналитического кабинета, позволяя бесстрашно отправиться, как Алиса, погружаясь все глубже в чудесную страну бессознательного.

Психоаналитическая психотерапия и психоанализ – подход, позволяющий иметь дело с психической реальностью, говорить со страхами на их языке и находить компромиссы между внутренним и внешним, объективным и сновидческим.

Автор статьи: Тонкошкурова Любовь Александровна

Поделитесь ссылкой со своими друзьями:

Записаться на консультацию

Ваше имя *:
Телефон или Email*:
Удобное время для связи:
Выберите специалиста:
Комментарий:
×