Задать вопрос психологу
Открыт набор в психотерапевтическую группу Подробнее здесь
X

Как получить пользу от психотерапии

Процесс психотерапии предполагает сотрудничество пациента и специалиста. То, насколько хорошо у пары психотерапевт-пациент получится объединить свои усилия, будет во многом определять, насколько комфортно будет идти процесс, и как быстро психотерапия начнет приносить плоды.

Как-то повелось, что многие психологи и психотерапевты спрашивают своих пациентов о надеждах, связанных с психотерапией, что пациенты видят в качестве результата, каких действий со стороны специалиста они ожидают, но очень редко речь заходит о том, что и психотерапевт имеет свои собственные ожидания. Возможно, такое положение дел обусловлено бытующим в профессиональной среде мнением, что психотерапевт должен «принимать человека таким, какой он есть», что означает – отказаться от любых ожиданий, возможно, связано с личными особенностями и готовностью подстраиваться под любого человека, или определяется экономической составляющей отношений – кто платит тот и заказывает музыку. Оставляя в стороне как резонность так и ограниченность такого рода обоснований, хочу поделиться собственными ожиданиями, связанными с моими пациентами и психотерапией и составить некоторые рекомендации, которые, как мне кажется, делают работу более продуктивной. Эти рекомендации не являются жесткими требованиями, и относиться к ним стоит именно как к рекомендациям.

Как выбрать психотерапевта

Если вы надеетесь на продуктивность предстоящей работы, то специалиста стоит выбирать. Именно выбирать, а не идти к первому попавшемуся человеку.

Хорошо, если вам порекомендовали психолога или психотерапевта люди, которым вы доверяете. Это существенно повышает вероятность того, что вы попадете к хорошему специалисту, однако не является гарантией. Что касается положительных отзывов в интернете, то лично я отношусь к ним весьма скептически: люди, получившие пользу от психотерапии, редко трезвонят об этом на весь свет, психотерапия – очень личный опыт. Специалисты, побуждающие своих пациентов писать публичные отзывы о себе, вызывают большие сомнения в своем профессионализме. Пациенты, восторгающиеся публично своим психотерапевтом «по собственной инициативе», скорее всего, очень нуждаются в ком-то идеальном рядом, кем они могли бы гордиться или даже хвастаться, и их оценки не всегда основаны на реальности, а отражают их внутренние потребности. В таких чувствах нет ничего удивительного, и если не все, то очень многие пациенты проходят через этап идеализации психотерапевта. Полагаю, обсуждение такого рода чувств на сеансах приносит гораздо больше пользы психотерапии, чем хвалебные речи в сети.

Рекомендации коллег – иное дело. Даже если «кукушка хвалит петуха» - это честные отношения, в которых не идет речь о том, что один использует другого. Обычно коллеги рекомендуют тех, кому действительно доверяют. Так что еще один хороший источник специалистов – профессиональные сообщества. Обращаясь, не постесняйтесь и попросите назвать вам несколько имен, хотя бы 2-3, чтобы вы могли выбирать.

Независимо от того, есть ли у вас несколько имен или вы сами просматриваете интернет, кроме формальных вещей (наличие базового и дополнительного образование, профессиональный опыт, участие в жизни профессионального сообщества) обратите внимание на публикации, статьи и заметки. Именно через такого рода вещи, вы можете получить некоторое (пусть и весьма приблизительное) представление о человеке, с которым вам придется работать.

Разумеется, выбор психотерапевта никогда не будет полностью рациональным, в этот процесс всегда вмешиваются глубоко личные, субъективные и во многом бессознательные мотивы, которые в дальнейшем могут стать источником интересных и важных открытий, именно поэтому важно, чтобы выбор был выбором.

Первая встреча

Первая встреча очень важна для последующей работы. Не стоит ждать, что за время первого визита вы решите вопросы, послужившие поводом для обращения, скорее даже наоборот – появление новых вопросов, над которыми вы раньше и не задумывались, служит подтверждением того, что встреча прошла не впустую.

Вначале я спрашиваю о том, почему вы решили обратиться за профессиональной помощью. Обычно, когда люди заходят в мой кабинет, у них имеется некоторое представление о том, что они хотели бы мне рассказать, однако, важно рассказать об этих вещах более-менее спонтанно, т.е. не по списку или заранее заготовленному тексту, а с некоторыми отступлениями от продуманной линии. Если о чем-то не успеете рассказать – к этому можно будет вернуться на следующей встрече. Лучше, если перечень «проблем» и «трудностей», с которыми вы начнете работать был составлен в ходе совместного обсуждения и мог быть пересмотрен в любое время.

Рассказывая о причинах обращения, постарайтесь сообщить не только о «формальной» стороне дела – фактах, событиях и т.д., - но и сообщить о том, что вы чувствуете, думаете по этому поводу. Важна не только «объективная» сторона дела, но и ваше субъективное видение ситуации. Если «объективная» и «субъективная» сторона вопроса сильно расходятся – упомяните об этом: «понимаю, что дело обстоит так-то и так-то, но чувствую совершенно иначе и ничего не могу с этим поделать».

Если вы не планируете приступать к психотерапии или находитесь в процессе выбора психотерапевта, то лучше вначале встречи сообщить о том, что пока вы пришли только проконсультироваться.

Обсуждайте предыдущий опыт психотерапии

Если вам приходилось ранее работать с психологом или психотерапевтом – это важный опыт, которым стоит поделиться независимо, был ли этот опыт удачным или нет. Понимая, что было полезным в предыдущей терапии, вы сможете использовать это с вашим новым психотерапевтом. Обсуждение неудач в терапии помогает избежать повторения ошибок и способствует большему пониманию неудач в отношениях с людьми в целом.

Психотерапия требует времени

Есть ряд вопросов, когда работа с психологом или психотерапевтом может быть ограничена по времени несколькими встречами или даже одной консультацией. В моей практике это чаще вопросы, касающиеся сложностей в вопросах взаимодействия с детьми: как сообщить о разводе? как познакомить ребенка с будущим или потенциальным отчимом/мачехой? что если детям трудно принять нового взрослого человека в семью? как родителям реагировать на ссоры детей? брать ли ребенка на похороны родственников? и т.д.

Но если речь идет о психотерапии, а не о консультации, то такая работа всегда требует времени и регулярных встреч.

Не пересказывайте свою жизненную историю – исследуйте ее

Разные специалисты по-разному относятся к сбору информации о жизни пациента – кто-то на медицинский манер собирает анамнез болезни и жизненный анамнез, кто-то не задает об этом ни одного вопроса. Мне представляется полезным уточнять некоторые детали, касающиеся жизни моих пациентов в начале терапии на первых встречах. Насколько подробно я буду расспрашивать и как много уточняющих вопросов задам – зависит от каждого конкретного случая, однако, я понимаю, что расспрашивать можно до бесконечности и все равно через какое-то время всплывут новые важные факты.

Кроме того, очень тщательный расспрос о фактах биографии дает понять пациенту, что именно факты его интересуют. Люди начинают рассказывать о своей жизни, что в конечном итоге приводит к тому, что пациент говорит: «ну вот, я рассказал вам все, больше мне нечего добавить, вы знаете все». В ряде случаев удается преодолеть этот тупик, в некоторых – терапия на этом заканчивается. Другой вариант подобной непродуктивной работы – пересказывать события, произошедшие с прошлой встречи.

Альтернативный (и, по моему опыту, гораздо более продуктивный) путь – не пересказывать факты, какими бы интересными они ни были, а исследовать их. Разумеется, мои пациенты рассказывают мне и о том, что произошло накануне и о событиях их детства, но с самых первых встреч я пытаюсь донести, что важно, чтобы это было не только пересказом для меня неких фактов, я предлагаю заново вместе посмотреть на эти факты. Поэтому меня интересуют мысли и чувства людей по поводу того, что с ними происходило или происходит. В этом случае история становится живой, факты и события пересматриваются, отношение к ним меняется и порою не раз, а рассказ становится потенциально бесконечным, ведь одну и ту же историю можно рассказать и понять очень по-разному.

Исследование внутреннего мира

Психотерапия, хотя все еще и считается в нашей стране разделом медицины (во многих странах, где развитие психотерапии происходило не так драматично как у нас, это не так) имеет мало общего с медицинскими процедурами – сбор анамнеза, обследование, диагноз, назначения. Существует множество разных форм и подходов в психотерапии, но та психотерапия, о которой пишу и которую практикую я, скорее представляет собой исследование собственного внутреннего мира. Психологические трудности или симптомы мы рассматриваем не как досадную помеху, которую стоит устранить любой ценой, а как важную часть этого внутреннего мира. Проблемы в отношениях – не просто результат отсутствия тех или иных социальных навыков (многие мои пациенты высоко социализированы, но, все же, имеют серьезные проблемы в отношениях), а отражение внутренних потребностей, страхов и т.д..

Изменения, которых мы стремимся добиться, идут рука об руку с исследованием внутреннего мира и открытия новых фактов о себе. Знания, полученные в результате такого исследования, значительно отличаются от знаний, получаемых нами от чтения книг или прослушивания познавательной передачи или знаний, полученных в результате научного эксперимента. В противном случае процесс психотерапии можно было бы заменить образовательной программой в том или ином ее виде. Понимание в психотерапии идет рядом с ощущением жизни внутри, субъективным опытом, открытия, совершаемые в ходе психотерапии или психоанализа глубоко личные, наполнены переживаниями и индивидуальными смыслами. Поэтому понять, что такое психотерапия или психоанализ можно только на собственном опыте, т.е. пережив.

Обсуждайте сновидения с психотерапевтом

Сновидения – королевская дорога к бессознательному – так считал Фрейд, а вслед за ним практически все основоположники прочих школ и направлений психотерапии уделяли большое внимание работе со сновидениями. Действительно, трудно представить более личный опыт, чем сновидения. Сновидение – как бы сгусток чувств, мыслей, переживаний. Поэтому в процессе психотерапии я всегда уделяю внимание сновидениям. Иногда это сновидения из далекого прошлого, иногда – приснившиеся накануне встречи. Порою это кошмары, порою – сновидения о чем-то приятном. Как бы то ни было, обсуждение снов всегда обогащает психотерапию.

Делитесь вашими сновидениями с психотерапевтом, обсуждайте ваши ассоциации и мысли о сновидении. Особое внимание стоит уделить повторяющимся сновидениям и снам, в которых появляется психотерапевт, а так же снам, появившимся после длительного перерыва, когда «сны не снились».

Иногда люди считают, что не видят снов, однако это не так: дело в том, что на протяжении каждой ночи мы все видим сновидения, только некоторые люди помнят их, в то время как другие – нет. Сам по себе факт «отсутствия» сновидений может стать отправной точкой исследования, кроме того, нехитрая уловка – положить рядом с подушкой блокнот и ручку и записать сон сразу после пробуждения – позволит вам добыть богатый материал для очередной встречи с психотерапевтом.

Согласие и несогласие

Большую часть времени я слушаю. Свою роль я вижу в том, чтобы помогать человеку высказывать те мысли, которые наедине с собой он не мог даже помыслить, мысли, которые волнуют его, но нет сил или смелости касаться этих вопросов. Чтобы помочь человеку продолжать исследовать свой внутренний мир, помочь взглянуть ему на некоторые факты под другим углом я высказываю некоторые свои соображения на счет того, что происходит с пациентом или того, о чем он говорит. Иногда я уверен в своей правоте, иногда я высказываю лишь предположения. Но что бы я ни сказал, и как бы я ни относился к высказанным мною соображениям, я никогда не рассчитываю, что пациент полностью согласится со мной или наоборот полностью отвергнет мои слова. Лаконичные «да» или «нет», как будто останавливающие цепь рассуждений говорят вовсе не о том, насколько правильным или ложным оказалось мое высказывание, а о том, что есть некоторые затруднения в исследовании своего внутреннего мира, которым нам предстоит уделить внимание.

Старайтесь быть откровенными с психотерапевтом, но не переступайте через себя

Предполагать, что работа окажется продуктивной, если вы пришли водить специалиста за нос – наивно. Надеяться на успех психотерапии можно лишь в том случае, если вы настроены быть открытыми со специалистом, который пытается вам помочь. Открытость – важное условие, но слишком большое усердие в этом тоже может оказаться вредным. Не спешите «рвать на себе тельняшку» и вываливать все.

Дело в том, что некоторым людям легко говорить о себе, своих чувствах, в то время как другие могут испытывать с этим большие затруднения. Не стоит переступать через себя, заставляя себя «выворачиваться наизнанку». Будет гораздо продуктивнее поделиться этими затруднениями и обсудить, с чем они связаны. Само по себе такое обсуждение может принести много инсайтов и оказаться очень терапевтичным. Часто после хорошо проведенной предварительной работы «страшная» тайна или затруднительный вопрос обсуждаются гораздо легче и продуктивней, т.к. снижается тревога, вина или стыд, и восстанавливается способность мыслить более ясно и трезво, «переваривая» тяжелый или травматичный опыт.

Разочарование в психотерапии

В некоторых случаях после нескольких встреч пациенты сообщают, что психотерапия не приносит тех улучшений, на которые они рассчитывали. В таких случаях очень важно обсудить изначальные ожидания, связанные с психотерапией, и чувства, обусловленные тем, что эти ожидания не оправдываются. Пожалуй, все мы так устроены, что осознанно или бессознательно надеемся, что в мире найдется человек, который решит все наши проблемы. Многие люди обращаются к психотерапии в бессознательном поиске лучших родителей – лучшего отца или лучшей матери – чем были наши собственные.

Иногда требования, предъявляемы к психотерапевту, оказываются настолько высокими, что ни один человек не сможет их удовлетворить. Понимание того, что многие проблемы в отношениях (отношения с психотерапевтом – лишь частный случай) обусловлены именно такими рода требованиями является хоть и весьма болезненным открытием, но все же очень важным. Возможность пережить разочарование в другом человеке, сохранив при этом отношения – очень важный опыт для каждого человека. Некоторым впервые это удается лишь с психотерапевтом. Для кого-то этот момент разочарования является отправной точкой для очень серьезной работы над собой. Именно такого рода разочарование позволяет пациентам более глубоко включиться в процесс психотерапии, когда мы строим действительно партнерские отношения и вместе пытаемся разобраться с проблемами, а не я, как психотерапевт, должен стараться изо всех сил, чтобы угодить пациенту и осчастливить его взмахом своей руки.

Время на завершение психотерапии

Не обрывайте психотерапию резко, всегда оставляйте время на то, чтобы завершить работу. Какими бы ни были причины завершения вашей совместной работы – всегда обсуждайте это с вашим психотерапевтом.

Если ваше состояние улучшилось, и вы решили те проблемы, с которыми изначально обратились – сообщите это вашему специалисту, обсудите, насколько устойчивым вам обоим видится это улучшение, связано ли оно с внутренними изменениями или обусловлено внешними факторами.

Улучшение состояния и решение текущих проблем – не всегда повод для завершения работы. Для некоторых людей исчезновение/облегчение симптомов или снижение остроты конфликтных ситуаций – это максимум, что они могут получить от психотерапии. Другим же психотерапия может предложить гораздо больше: возможность произвести кардинальные преобразования в своей жизни, более глубоко понимать себя и других людей, более полно реализовывать собственный потенциал. В этом случае, когда первоначальные задачи решены, можно продолжить курс психотерапии с новыми целями или начать анализ, если это позволяет квалификация специалиста.

Если вы проходите курс длительной психотерапии, ориентированной на самопознание и серьезные жизненные изменения или курс психоанализа, то процесс завершения является особенно важным этапом. На последней «терминальной» стадии психотерапии или психоанализа не только подводятся итоги проделанной работы, но и поднимаются новые, инициированные завершением работы темы, а уже не раз обсужденные вопросы предстают в новом свете.

Лучше всего если вы поднимите тему завершения психотерапии заранее и, обсудив этот вопрос с вашим психотерапевтом, придя к соглашению, что пора, договоритесь о времени окончания терапии и дате последней встречи. В случае непродолжительной терапии (полгода-год) этот срок составляет обычно от двух-трех встреч до двух месяцев. В случае длительной интенсивной терапии или психоанализа этот срок существенно дольше – по моим представлениям – около года. Хотя, как всегда, в каждом отдельном случае этот вопрос решается индивидуально.

В конце терапии стоит так же обсудить вопросы дальнейшего взаимодействия, в частности, возможности получить консультации, если они понадобятся в будущем.

Автор статьи: Зубарев Андрей Сергеевич

Поделитесь ссылкой со своими друзьями:

Записаться на консультацию

Ваше имя *:
Телефон или Email*:
Удобное время для связи:
Выберите специалиста:
Комментарий:
×