Задать вопрос психологу
Открыт набор в психотерапевтическую группу Подробнее здесь
X

Два подхода в психотерапии

Многообразие школ психотерапии

Заглядывая в справочные издания, можно только удивляться тому, как расплодились разного рода психотерапии и прочие «пси-практики»: одни авторы говорят о трехстах, другие о шестистах видах психотерапии. Такое разнообразие введет в замешательств и специалиста, что уж говорить об обывателе, у которого глаза разбегаются от поистине ошеломляющего количества возможностей, и найти ответ на вопрос «что выбрать» оказывается практически невозможно.

К столь поражающим воображение цифрам (что там можно еще напридумывать такого нового и разнообразного?!) приводят две усиливающие друг друга тенденции, расслаивающие профессиональное сообщество и способствующие появлению все новых и новых школ и учений. Первая из них – личные амбиции, желание, во что бы то ни стало стать автором, основоположником, родоначальником нового движения. Нередко оказывается так, что перемешав слова уже написанного кем-то текста, выдав пару новых, дублирующих уже имеющиеся, термина автор выдает свое творение за новое слово в психотерапии. Дальнейшая судьба этого новоиспеченного метода зачастую зависит от экстравагантности родоначальника и ретивости первых учеников.

Вторая центробежная сила – ригидность и конвенциональность уже имеющихся школ психотерапии. Попытки (порою весьма удачные и продуктивные) развить некоторые положения уже имеющейся теории или внести изменения в технику нередко наталкиваются на сопротивление со стороны коллег по цеху: если так, то ты не с нами. Нередко талантливому психотерапевту приходится развивать свои идеи за пределами родной школы.

Однако, несмотря на все это многообразие в психотерапии сохраняются две тенденции, два вектора развития психотерапевтической теории и практики. Первое из направлений берет свое начало в психоаналитическом подходе, развивающемся и по сей день, подходе давшем множество ответвлений и новых течений. Центральным интересом и областью приложения представителей этого весьма широкого течения является внутренний мир человека, его чувства и переживания, личные и глубоко субъективные.

Наиболее ярким представителем этого подхода является психоанализ во всем многообразии его школ и течений, такие как, эго-психология, теория объектных отношений, кляйнианское течение, реляционный психоанализ, лакановская школа. К этому же лагерю относятся и экзистенциально-гуманистические школы психотерапии, такие как, логотерапия, гештальт-терапия, клиент-центрированный подход.

Второе направление – бихевиоризм, поведенческий подход к расстройствам и психотерапии. Главное внимание в этом подходе уделяется внешне наблюдаемым явлениям, в первую очередь поведению. Факты внутренней жизни (чувства, мысли) так же пытаются объективизировать. Цели терапии ставятся четкие и конкретные: развитие определенного навыка, избавление от определенного симптома.

Сопоставление двух течений в психотерапии

Сопоставление этих двух течений дает нам представление о том, насколько разные вещи порою называются одним и тем же словом – психотерапия.

Цели глубинной психотерапии состоят в привнесение важных и значимых изменений в жизнь и самоощущения обратившегося за помощью человека. эти изменения могут касаться как внешних (наблюдаемых) явлений, таких как отношения с людьми, работа, образ жизни, карьера, так и явлений внутреннего порядка, таких как чувства собственной значимости, уважение к близким, признание ценности самого себя или способность любить.

Цели поведенческой психотерапии – объективны и измеряемы. Примером может служить избавление от симптомов или адаптация к неким условиям или ситуации. Изменения во внутренней жизни так же объективизируются, например, за счет введения оценочных шкал («на сколько баллов вы себя чувствуете»), что приводит к утрате важной субъективной составляющей опыта.

Изменения, происходящие с человеком, проходящим глубинную психотерапию, происходят за счет роста осознавания, понимания не только объективных фактов, но и субъективных смыслов вещей и их роли в собственной жизни. Отношения пациент/психотерапевт оказываются определяющими и играют решающую роль в качестве терапевтического фактора. Позиция психотерапевта – позиция партнера в исследовании внутреннего мира.

Изменения в ходе поведенческой психотерапии обусловлены фактором научения, тренинга. Позиция психотерапевта – позиция эксперта и наставника в вопросах овладения того или иного навыка.

Поведенческие варианты психотерапии представляют собой структурированные, порою пошаговые формы психологической помощи, разработанные для решения тех или иных задач: формирования социальных навыков, лечения панических атак, лечения депрессии или расстройств питания. Такая психотерапия опирается на современную медицинскую модель, когда вслед за постановкой диагноза следует лечение по составленному протоколу – заранее составленному варианту назначений.

Глубинная психотерапия исходит из того факта, что всю сложность человеческих переживаний невозможно свести к неким готовым таблицам и схемам, а изначальный симптом или жалоба – важная, но все же только часть жизни пациента и ее невозможно отделить и рассматривать изолированно от остальных. Поэтому двум пациентам, страдающим от схожих симптомов – например, приступов тревоги – потребуется совершенно разная помощь. Психотерапия – скорее искусство, потому как с каждым психотерапевтом с каждым новым пациентом создается что-то уникальное.

Существенные различия мы обнаруживаем в вопросах временных границ: поведенческая психотерапия – краткосрочная форма психотерапии: ее продолжительность редко составляет больше полугода, чаще – несколько недель, при невысокой частоте встреч – один раз в неделю, а иногда и реже.

Глубинная психотерапия предполагает большую длительность и интенсивность работы: на психоанализ, как наиболее яркий представитель данного направления, требуются годы при высокой интенсивности (3-4 встречи в неделю).

Важное отличие так же составляет подготовка специалистов. Подготовка поведенчески ориентированного психотерапевта занимает меньше времени и стоит гораздо дешевле, поскольку состоит из теоретических семинаров, отработки профессиональных навыков и сравнительно небольшого количество ведения пациентов под супервизией более опытного коллеги.

Подготовка психотерапевта, способного реализовывать второй вариант психотерапии – гораздо более длительное, трудоемкое и дорогое дело. Состоит подготовка из трех частей:

  1. Личная психотерапия или личный анализ. Такая необходимость обусловлена, во-первых, тем, что понять, что такое психотерапия из учебников/статей/лекций невозможно, это глубоко личный, очень субъективный опыт, который просто необходимо пережить тому, кто собирается заниматься этим делом профессионально. Во-вторых, личность самого психотерапевта или психоаналитика является инструментом психотерапии. Личная психотерапия или анализ позволяют настроить и научиться пользоваться этим инструментом, чтобы в ходе профессиональной деятельности специалист мог помогать своим пациентам, а не решать собственные проблемы за чужой счет.
  2. Теоретическая подготовка: лекции, семинары, разборы случаев, чтение литературы.
  3. Работа под супервизией опытного коллеги, т.е. ведение пациентов, регулярно обсуждая ход терапии в целом и отдельной сессии.

Эффективность различных форм психотерапии

На настоящий момент есть несколько противоречащих друг другу выводов исследователей психотерапии:

  1. Сравнивать разные течения психотерапии невозможно, т.к. они преследуют разные цели и реализуются разными средствами: «различия настолько велики, что сравнивать их все равно, что сравнивать синее и сладкое».
  2. Разные подходы психотерапии имеют схожую эффективность. Причина результатов кроется в том, что разные школы и направления по-разному концептуализируют результаты наблюдений, задействую схожие универсальные психотерапевтические механизмы: «ни одно направление психотерапии не имеет преимуществ над другим». Это мнение, которое часто звучит, но не так часто разделяется на самом деле.
  3. Статус «лучшей» психотерапии отдается одному направлению, в то время как остальные подходы считаются «неэффективными», «ненаучными», «популистскими» или вовсе «ерундой».
  4. Эффективность психотерапевтических школ и направлений остается в стороне, разделительная линия плохой/хороший или эффективный/неэффективный проходит не по границам теории и техники психотерапии, а по людям – конкретным специалистам: « нет хороших и плохих психотерапий, есть хорошие и плохие психотерапевты (и не важно к какой школе они принадлежат)». Эта точка зрения вполне может дополняться положениями пункта №2.

Тенденция к интегративному подходу

При сохранении в профессиональной среде радикально настроенных представителей обоих подходов, все же существует тенденция к сближению крайних полюсов. Уже трудно встретить «чистого» бихевиориста, занимающегося выработкой условных рефлексов у своих пациентов, опираясь на классическую теорию научения. Теории социального научения, когнитивно-поведенческая и когнитивно-аналитическая психотерапия, уделяющие внимание не только поведению, а и мыслям, чувствам, прошлому пациентов получают все большее распространение.

В то же время встретить психоаналитика, практикующего исключительно психоанализ (кушетка, 3-4 сессии в неделю на протяжении нескольких лет), практически невозможно. Большую часть раб очих часов занимает работа с пациентами, желающими решить более-менее конкретные проблемы в обозримый срок. Существенные изменения в технике психотерапии позволяют делать это достаточно эффективно.

Автор статьи: Зубарев Андрей Сергеевич

Поделитесь ссылкой со своими друзьями:

Записаться на консультацию

Ваше имя *:
Телефон или Email*:
Удобное время для связи:
Выберите специалиста:
Комментарий:
×